Воевавший в Сирии полевой командир, известный под псевдонимом Омар аль-Шишани, или "Омар Чеченец", ставший, по версии западных СМИ, одним из командиров воюющих в Ираке террористов "Исламского государства", на самом деле не чеченец, а грузин
YouTube
Воевавший в Сирии полевой командир, известный под псевдонимом Омар аль-Шишани, или "Омар Чеченец", ставший, по версии западных СМИ, одним из командиров воюющих в Ираке террористов "Исламского государства", на самом деле не чеченец, а грузин Воинственные исламистские боевики приняли участие в военном параде по улицам северной провинции Сирии Ракка,30 июня 2014 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Воевавший в Сирии полевой командир, известный под псевдонимом Омар аль-Шишани, или "Омар Чеченец", ставший, по версии западных СМИ, одним из командиров воюющих в Ираке террористов "Исламского государства", на самом деле не чеченец, а грузин
YouTube
 
 
 
Воинственные исламистские боевики приняли участие в военном параде по улицам северной провинции Сирии Ракка,30 июня 2014 года
Reuters
 
 
 
Ирак, Канаан, 26 июня 2014 года
Reuters

Воевавший в Сирии полевой командир, известный под псевдонимом Омар аль-Шишани, или Омар Чеченец, ставший, по версии западных СМИ, одним из командиров воюющих в Ираке террористов "Исламского государства", на самом деле не чеченец, а грузин. Американский портал EurasiaNet сообщает, что 45-летний мужчина, настоящее имя которого Тархан Батирашвили, родился на севере Грузии в Панкисском ущелье, в селении Биркиани. Его покойная мать принадлежала к кистинцам, но его отец, Тимур, является этническим грузином и православным христианином.

Тимур Батирашвили дал интервью телеканалу Sky News, рассказав о своем сыне. По его словам, в молодости Тархан работал пастухом в горах. "Он был очень хорошим мальчиком, очень хорошо себя вел", - рассказал Тимур Батирашвили. "Он был очень умный... он ненавидел, когда люди лгали. Сейчас я не узнаю своего сына", - добавил он.

Как сообщила британская вещательная корпорация BBC, Тархан Батирашвили был участником пятидневной войны между Россией и Грузией в 2008 году. Во время конфликта он получил звание сержанта и был уверен, что, будучи офицером, сможет заработать денег для семьи. Но после того как в 2010 году у Батирашвили-Шишани диагностировали туберкулез, ему пришлось покинуть грузинскую армию. Мужчина не мог найти работу, и его семья бедствовала.

Отец боевика Тимур Батирашвили заявил, что его сын не всегда был религиозен. Его обращение к радикальному исламу, вероятно, произошло в тюрьме, куда Тархан попал по обвинению в незаконном хранении оружия, спустя всего несколько месяцев после увольнения из вооруженных сил.

"Однажды ночью страшный шум разбудил меня. Кто-то стучал в дверь. Это была полиция", - рассказал Тимур. По его словам, вошедшие в дом полицейские нашли под скамьей возле лестницы коробку с боеприпасами, которая и послужила поводом отправить Тархана за решетку. Но в 2012 году его досрочно освободили из исправительного учреждения из-за болезни.

По словам отца, Тархан вернулся домой очень бледный и исхудавший. "Он чувствовал себя действительно плохо, он был очень зол. Он обещал, что, если покинет тюрьму живым, начнет священную войну", - рассказал Тимур.

В том же году Тархан покинул родной дом, предварительно уничтожив все семейные фотографии. "Папа, я никому здесь не нужен", - сказал он отцу перед отъездом.

Отец боевика объяснил: причина радикализации молодежи - бедность

Тимур Батирашвили посетовал, что все его три сына приняли ислам: ведь и он сам, и его отец и дед придерживались православия. По его мнению, одной из причин радикализации населения является ужасающая бедность.

"Когда вы отчаялись, вы будете делать что угодно. Сейчас он говорит, что уехал воевать за веру, но я знаю, что он сделал это, потому что мы были бедны", - объяснил отец боевика. Тем не менее он признал, что мотивы Тархана со временем изменились: "Сейчас деньги уже не являются причиной, по которой он ведет эту войну".

Мнение Тимура подтверждает и чиновница из расположенного на расстоянии около четырех километров от Биркиани села Дуиси Майя Кавтарашвили, которую цитирует EurasiaNet. Кавтарашвили утверждает, что из-за бедности и массовой безработицы молодые люди часто уезжают в Турцию. Эта страна, которая предоставляет возможности для заработков, также является стартовой точкой для исламистов, стремящихся въехать в Сирию и присоединиться к борьбе против режима президента Башара Асада. Но местные жители, которые направляются в Турцию, обычно не рассказывают соседям о дальнейших планах. "Мы знаем, что люди едут в Турцию в поисках работы", - рассказала Кавтарашвили.

Другой местный чиновник из района Панкисского ущелья, пожелавший остаться неназванным, признал, что некоторые местные жители действительно уехали воевать в Сирию. Однако таковых, по его словам, было не больше 50 или 60. Причем большинство из них покинули родину еще в 2011 году, когда борьба с Асадом только начиналась. Экс-сотрудник МВД Грузии (в настоящее время - научный сотрудник Центра политического анализа Свободного университета Тбилиси) Шота Утиашвили также сообщил, что уроженцы Панкисского ущелья есть в Сирии, однако их не больше сотни. Большинство так называемых чеченских боевиков приходят из чеченской диаспоры в Европе и на Ближнем Востоке, заявил Утиашвили.

В Панкисском ущелье проживают главным образом кистинцы, родственные чеченцам Северного Кавказа, а также грузины и осетины. Здесь же обосновались беженцы из Чечни, покинувшие ее в 90-е годы. По некоторым данным, эту область в качестве убежища использовали арабские боевики, некоторых подозревали в связях с "Аль-Каидой".

Батирашвили-Шишани требовал от отца принять ислам

Как отмечает EurasiaNet, болезнь не помешала Батирашвили участвовать в боях в Сирии и достичь определенных успехов. По некоторым данным, аль-Шишани взял на себя военное руководство группировкой исламистов, воюющих в Ираке, после гибели в Мосуле прежнего командующего аль-Анбари. Для некоторых в Панкисском ущелье высокое положение, достигнутое Батирашвили, является предметом для гордости, утверждает издание.

Экстремисты, уже месяц продолжающие успешное наступление на севере Ирака, объявили о создании "Исламского халифата" в ночь на 30 июня по московскому времени. Халифом назначен Ибрагим Авад Ибрагим аль-Бадри аль-Хусейни, известный больше под именем Абу Бакр аль-Багдади. Одновременно объявлено о сокращении названия группировки до "Исламского государства". Наступление боевиков на землю Ирака оказалось успешным: они захватили несколько крупных территорий и подошли близко к Багдаду.

По словам Тимура Батирашвили, сын звонил ему один раз с тех пор, как уехал: сообщил, что женился на чеченке и у него родилась дочь по имени София, которая похожа на деда. Однако затем последовал разговор о религии: Батирашвили-Шишани спросил отца, молится ли тот Богу. Тимур ответил, что молился святому Георгию, на что сын заявил ему, что нужно принять ислам. После этого Тархан резко повесил трубку и больше не звонил.

Журналисты Sky News спросили Тимура Батирашвили, что он сказал бы своему сыну, если бы мог поговорить с ним. "Возвращайся домой. Я старик, мне нужна твоя помощь. Возвращайся домой..." - ответил отец "чеченца".

Ранее в СМИ предполагали, что выходец с Северного Кавказа с "этническим" псевдонимом - действительно чеченец. Доказательством тому называли видеоролик, сделанный боевиками после того, как глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что чеченцы не воюют в Сирии. Рыжебородый командир присутствовал на записи, опровергающей это утверждение.

Экстремисты вербуют новых радикалов в тюрьмах

Несмотря на то что тюрьмы считаются исправительными учреждениями, побывавший в них человек зачастую не исправляется, а еще больше утверждается в своих заблуждениях, а иногда даже приобретает новые. О вреде изоляции нарушителя вместе с другими, иногда закоренелыми, преступниками, заявили после того, как выяснилось: в тюрьме многие переходят в радикальный ислам.

Такая ситуация наблюдается, в частности, во многих странах Европы и в России. Эксперты утверждают, что заключенные обращаются к религии, пусть даже и радикальной направленности, в поиске поддержки. И кроме того, рост доли экстремистов среди заключенных - это результат давления со стороны "авторитетов".

В тюремной системе Великобритании начала осуществляться программа противодействия экстремизму с участием имамов, которые проводят с заключенными религиозные семинары и читают проповеди во время пятничного намаза, стремясь опровергнуть исламистские оправдания терроризма.

В России также недавно было зафиксировано формирование в тюрьмах общин, в которых проповедуется радикальный ислам. Представители ФСИН рассказали, что попытки создания исламистских объединений происходят, но их деятельность пресекается, как всякий экстремизм, пишет "Огонек".